ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (греч. dialektikē – искусство спорить) – форма мышления, обеспечивающая познание действительности и упорядочивание представлений у детей. Д. м. может осуществляться с помощью различных механизмов. Один из таких механизмов, позволяющий ребенку осуществлять самостоятельное движение в системе знаний, складывается уже в дошкольном возрасте. Он представляет собой структуру переработки информации, позволяющую оперировать отношениями оппозиции. Эти отношения входят в структуру любого учебного предмета и любой деятельности. Структуры Д. м., возникающие у дошкольников, продолжают функционировать в школьном возрасте и у взрослых субъектов в ситуациях, предполагающих творческое решение задач в различных сферах: науке, технике и искусстве.

Возможность применения диалектических действий дошкольниками обусловлена формированием комплексных представлений, отражающих один и тот же объект в совокупности его многообразных свойств и отношений, в том числе противоречивых. Схемы таких действий широко представлены в фольклоре, адресованном детям: сказках, загадках и т. д. Ребенок, владеющий Д. м., из объекта учебной деятельности становится ее субъектом, партнером учителя в конструировании урока. Он легче осваивает учебный материал, понимает относительность, противоречивость свойств окружающего мира. Он становится способным действовать в противоречивых ситуациях и легче осуществлять социальную адаптацию. Овладение Д. м. рассматривается как присвоение диалектической логики – универсальной структуры, отражающей возможности продуктивной трансформации материальных и идеальных объектов.

Развитие мышления в школьном возрасте подчинено овладению системой научных понятий и оперированию на знаковом уровне. Фактически в подавляющем количестве случаев понятия определяются метафизически, диалектическая форма в них не выявляется. Поэтому в целом школьный возраст характеризуется переходом к ориентации на основе метафизических понятий. Хотя диалектические структуры продолжают сохранять свое реальное значение в повседневной жизни ребенка, они начинают подавляться метафизическими системами в рамках ведущей учебной деятельности. Это выражается в затруднении выполнения заданий, требующих применения Д. м. В дальнейшем, к старшему подростковому возрасту, в связи с упорядочиванием знаний школьников на знаковом уровне, наблюдается развитие Д. м., основанного на знаковых формах отражения. Школьники могут оперировать диалектически в пределах соответствующего содержания, однако такое оперирование весьма ограничено.

Н.Е.Веракса