Возможность применения
диалектических действий дошкольниками обусловлена формированием комплексных
представлений, отражающих один и тот же объект в совокупности его многообразных
свойств и отношений, в том числе противоречивых. Схемы таких действий широко
представлены в фольклоре, адресованном детям: сказках, загадках и т. д.
Ребенок, владеющий Д. м., из объекта учебной деятельности становится ее
субъектом, партнером учителя в конструировании урока. Он легче осваивает
учебный материал, понимает относительность, противоречивость свойств
окружающего мира. Он становится способным действовать в противоречивых
ситуациях и легче осуществлять социальную адаптацию. Овладение Д. м.
рассматривается как присвоение диалектической логики – универсальной структуры,
отражающей возможности продуктивной трансформации материальных и идеальных
объектов.
Развитие мышления в школьном
возрасте подчинено овладению системой научных понятий и оперированию на
знаковом уровне. Фактически в подавляющем количестве случаев понятия
определяются метафизически, диалектическая форма в них не выявляется. Поэтому в
целом школьный возраст характеризуется переходом к ориентации на основе
метафизических понятий. Хотя диалектические структуры продолжают сохранять свое
реальное значение в повседневной жизни ребенка, они начинают подавляться
метафизическими системами в рамках ведущей учебной деятельности. Это выражается
в затруднении выполнения заданий, требующих применения Д. м. В дальнейшем, к
старшему подростковому возрасту, в связи с упорядочиванием знаний школьников на
знаковом уровне, наблюдается развитие Д. м., основанного на знаковых формах
отражения. Школьники могут оперировать диалектически в пределах
соответствующего содержания, однако такое оперирование весьма ограничено.
Н.Е.Веракса