ЗАДАТКИ – врожденные
анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие
природную основу развития способностей. З. неспецифичны по отношению к
конкретному содержанию и конкретным формам деятельности, они многозначны.
Вместе с тем, нельзя считать, что З. совсем нейтральны
по отношению к будущим способностям. Так, особенности зрительного анализатора
скажутся именно на способностях, требующих участия данного анализатора, а
особенности речевых центров мозга более непосредственно выступят в видах
деятельности, связанных с речевыми способностями, и т. п. Таким образом,
индивидуальные З. в какой-то мере избирательны, неодинаковы по отношению к
разным видам деятельности. Существуют значительные индивидуальные различия в
структуре мозговой ткани людей, но вопрос о роли этих морфологических различий
как условий развития психических свойств остается еще невыясненным.
Конкретно-научные сведения о З. стали накапливаться в психологии благодаря
изучению врожденных свойств нервной системы
и их значения для индивидуально-психологических различий (школа Б. М.
Теплова).
Н.С.Лейтес