ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ – уровень развития,
проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со
взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Понятие З.
б. р. было введено Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в
онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов
развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в
сотрудничестве со взрослым. Уровень развития,
проявляющийся в индивидуальной деятельности ребенка, называется актуальным
уровнем развития. В совместной деятельности со
взрослым достижения ребенка всегда оказываются более высоки; они-то и определяют
З. б. р.: "Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону
ближайшего развития" (Л.С. Выготский). Понятие З. б. р. основано на идее о
примате обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека.
Традиционная диагностика
психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня
развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно
надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и
"завтрашний день развития", а он определяется именно измерением З. б.
р. Так, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка
способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок
может сотрудничать со взрослым, т.е. какова его З. б.
р. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе
оказываются более надежными.
К.Н.Поливанова