И. изучается в
психологии, философии, этнографии, культурологии, педагогике, теории спорта,
военного дела, управления и в других науках, по-разному трактующих феномен И.
Начало разработки теории И. связывается с именами Ф. Шиллера, Г. Спенсера, В.
Вундта. Попытку систематического изучения детской И. предпринял в конце XIX в.
К. Гроос, считавший, что биологический смысл И. – в предупражнении инстинктов
применительно к будущим условиям борьбы за существование (теория
"предупражнения"). Ф. Бойтендайк отмечал, что в
основе И. лежат не отдельные инстинкты, а более общие влечения – к освобождению,
слиянию, повторению; играют только с такими предметами (образами), которые сами
играют с играющими. К. Бюлер считал И. деятельностью,
совершаемой для получения "функционального удовольствия", В. Штерн –
"зарей серьезного инстинкта", З. Фрейд – средством замещающего или
символического удовлетворения потребностей и влечений ребенка, Э. Эриксон –
средством компенсации ребенком неудач, фрустраций, разрешения внутренних
конфликтов, К. Коффка – проявлением качественно своеобразного мира ребенка, не
пересекающегося со структурами взрослого мира (при таком понимании И. не служит
целям усвоения социальных норм или подготовки к взрослой жизни).
В отечественной
психологии детская И. исследовалась М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С.
Выготским, Е.А. Аркиным, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, А.П. Усовой и др.
М.Я. Басов подчеркивал, что главная особенность И. – ее процессуальность,
вызванная свободой ребенка во взаимоотношениях со средой; содержание и
целенаправленность составляют лишь внешнюю форму игрового процесса, но не его
внутреннюю сущность. П.П. Блонский считал И. основным видом активности ребенка,
в которой тот воспроизводит и творчески комбинирует явления окружающей жизни.
Проблему
создания теории детской И. поставил Л.С. Выготский, указавший на ролевую И. как
ведущий тип деятельности дошкольника. У трехлетнего ребенка И. возникает как
воображаемая, иллюзорная реализация нереализуемых обобщенных аффектов.
Центральный момент И. – мнимая ситуация: "то, что незаметно для ребенка
существует в жизни, в И. становится правилом поведения". Всякая ситуация
содержит в скрытом виде правила, всякая И. с правилами содержит в скрытом виде
мнимую ситуацию. Развитие от мнимой ситуации и скрытых правил
к И. с явными правилами и скрытой мнимой ситуацией составляет эволюцию И.
Осознанная мнимость определяет двойной план сознания ребенка: он начинает
действовать со значениями, а не с вещами, но действует с ними, как с вещами, и
лишь в школьном возрасте начинает осознавать их как значения.
И. создает зону
ближайшего развития, поэтому является ведущей деятельностью дошкольника. В И.,
писал С.Л. Рубинштейн, совершаются лишь действия, цели которых значимы для
индивида по своему внутреннему содержанию: "В этом основная особенность
игровой деятельности, и в этом ее основное очарование, и лишь с очарованием
высших форм творчества сравнимая прелесть". Д.Б. Эльконин определяет И.
как деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне
условий непосредственной утилитарной деятельности, складывается и совершенствуется
управление поведением. Отличительными признаками развертывания И. являются
быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним,
и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.
И. создает
наиболее благоприятные условия для формирования личности и психического
развития ребенка дошкольного возраста. В ролевой И. дети, воспроизводя действия
и отношения взрослых людей, вступая в различные отношения между собой,
овладевают навыками общения, усваивают принятые в обществе ценности и нормы
поведения, учатся уважать и соблюдать их. И. также способствует развитию
символической функции: изображение одних явления и предметов при помощи других
имеет особое значение для развития мышления и воображения ребенка.
В младшем
дошкольном возрасте основным содержанием И. является воспроизведение предметных
действий людей, которые не направлены на партнера или на развитие сюжета. В
среднем дошкольном возрасте главным содержанием И. являются отношения между
людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения
к другому в соответствии с взятой на себя ролью.
Появление сюжета и игровой роли значительно повышает возможности ребенка во
многих сферах психической жизни. В старшем дошкольном возрасте главным
содержанием И. становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли.
Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер.
Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.
Вплоть до Фребеля педагогика
игнорировала И. как воспитательное средство. В настоящее время разные формы И. – ролевые, инновационные, деловые,
организационно-деятельностные и т.п. – используются
в учебном процессе детского сада, школы, вуза, учреждений повышения
квалификации и переподготовки специалистов, а также как средство организации
исследований и решения задач управления производством, экономическими
и социальными процессами.
А.А.Вербицкий,
И.В.Дубровина