ИДЕНТИФИКАЦИЯ (в психологии развития) (лат. identificāre – отождествлять) – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. И. в самом общем виде – эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Понятие И. было введено 3. Фрейдом сначала для интерпретации явлений депрессии, позднее — для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством которых маленький ребенок усваивает образцы поведения значимых других, формирует суперэго, принимает женскую или мужскую роль и пр. 3. Фрейдом были выделены несколько типов И. В младенчестве возникает первичная И., которая является примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии эта “тотальная захваченность объектом” уступает место вторичной И., играющей роль защитного механизма. Особое значение этот тип И. приобретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям.

В неофрейдизме И. рассматривается как процесс активного поиска человеком своей идентичности, т. е. содержательности и целостности своей личности на всех возрастных этапах. В бихевиоризме И. выступает как механизм научения: либо как бессознательное подражание ребенка взрослому, либо как изменение поведения ребенка по требованию взрослого. В последнем случае положительным или отрицательным подкреплением служит выражение взрослым своего удовольствия или неудовольствия. Понятие И. получило широкое распространение в социальной психологии. И. рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок.

В.В.Абраменкова