ИДЕНТИФИКАЦИЯ (в психологии развития)
(лат. identificāre – отождествлять) – уподобление, отождествление с
кем-либо, чем-либо. И. в самом общем виде – эмоционально-когнитивный процесс
неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой,
образцом. Понятие И. было введено 3. Фрейдом сначала для интерпретации явлений
депрессии, позднее — для анализа сновидений и некоторых процессов, посредством
которых маленький ребенок усваивает образцы поведения значимых других,
формирует суперэго, принимает женскую
или мужскую роль и пр. 3. Фрейдом были выделены несколько
типов И. В младенчестве возникает первичная И., которая является
примитивной формой эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии
эта “тотальная захваченность объектом” уступает место вторичной
И., играющей роль защитного механизма. Особое значение этот тип И. приобретает
при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости
к искушениям.
В неофрейдизме И.
рассматривается как процесс активного поиска человеком своей идентичности, т.
е. содержательности и целостности своей личности на всех возрастных этапах. В
бихевиоризме И. выступает как механизм научения: либо как бессознательное
подражание ребенка взрослому, либо как изменение поведения ребенка по
требованию взрослого. В последнем случае положительным или отрицательным
подкреплением служит выражение взрослым своего удовольствия или неудовольствия.
Понятие И. получило широкое распространение в социальной психологии. И.
рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии
индивидом социальной роли при вхождении в группу, в осознании им групповой
принадлежности, формировании социальных установок.
В.В.Абраменкова