ЛАТЕНТНОЕ НАУЧЕНИЕ (лат. latēns
(latentis) – скрытый, невидимый) – процесс и результат приобретения
индивидуального опыта, когда отсутствует актуализированная потребность к
установлению связей, т. е. задача научения как таковая не ставится. Иногда Л.
н. рассматривают как особый вид запечатления, основанный на принципе
образования ассоциативной временной связи между индифферентными стимулами в
условиях ориентировочно-исследовательского поведения. Конкретными примерами
этого могут служить многочисленные факты, когда, знакомясь с ситуацией при
отсутствии специального подкрепления (утоления голода, жажды н др.), животное
(или ребенок) осваивает ее настолько, что затем может успешно использовать
знания о ситуации в условиях реализации какой-то возникшей потребности. Сторонники одной из бихевиористских теорий научения,
рассматривавшие поведение в терминах организации (или реорганизации)
перцептивного поля в соответствии с принципом S – S (стимул – стимул), не считали подкрепление или “вознаграждение”
обязательным условием научения в отличие от теорий научения другого типа, где в
качестве основания рассматриваются закономерности образования временных связей
по классической схеме S
– R (стимул – реакция):
условные рефлексы И.П. Павлова или оперантное обусловливание Б.Ф.
Скиннера.
И.В.Тихомирова