МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
(в детском возрасте) – субъективно переживаемые связи между детьми,
определяемые межличностным взаимодействием и содержанием совместной
деятельности. М. о. в детской группе, начиная с дошкольного возраста,
представляют собой достаточно сложное социально-психологическое явление и
подчиняются определенным закономерностям. Первая из них – обусловленность природы
М.о. тем местом, которое возрастная социальная группа (большая или малая)
занимает в обществе, поскольку для каждой конкретно-исторической социальной
ситуации развития это место специфично. Вторая характеристика М. о. в группе –
это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую
эпоху опосредствует развитие М. о. и определяет их строение. Третья особенность
М. о. в детской группе – их уровневая природа. М.о. в детской группе
развиваются от прямых непосредственных форм в раннем возрасте к опосредствованным, т. е. осуществляющимся с помощью особых
средств – внешних (организация совместной деятельности) в старшем дошкольном
возрасте и внутренних (смысловые установки) к подростковому возрасту. В
условиях группы могут быть выделены различные пласты М. о.:
функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые. Первые
(нормы, образцы поведения и пр.) являются тем материалом, который усваивается
личностью в процессе социализации, они зафиксированы в специфических для данной
культуры различных сферах жизнедеятельности детей и взрослых. Другие проявления
– это симпатии и антипатии детей, они имеют место в ситуациях возможных
конфликтов, например, при распределении ролей в игре. И,
наконец, личностно-смысловые М. о. осуществляются ради другого человека –
партнера по совместной деятельности. В этом случае члены группы начинают
переживать интересы и потребности другого как свои
собственные. Когда в силу изменения социальной позиции ребенок принимает на
себя ответственность за благополучие других людей (например, младшего брата или
заболевшей бабушки), тогда ярко проступают его личностно-смысловые отношения.
Возникая в реальном взаимодействии ребенка с другими, они обладают определенной
независимостью и, более того, способны активно влиять на другие уровни
отношений, например, эмоционально-оценочных.
В.В.Абраменкова