Возможности Н.
обнаруживаются уже у дождевого червя и развиваются по мере продвижения вверх по
эволюционной лестнице. Человек рождается лишь с несколькими врожденными
рефлексами (сосательный, глотательный, мигательный и др.), в остальном развитие
репертуара его поведения и деятельности, необходимого для жизни, полностью
зависит от взаимодействия с физической и еще в большей мере – с социальной
средой. Н. происходит на разных уровнях в зависимости от вовлекаемых в его процесс
нейронных, психофизиологических и психических механизмов, важности и сложности
участвующих в нем физиологических структур – от уровня рецепторов до коры
головного мозга. Путем Н. человек может приобретать любой опыт практической и
теоретической деятельности. У животных Н. является формой приобретения нового
поведения и происходит либо при повторении поведенческих актов, либо сразу – по
механизму запечатления (импринтинга).
Концепции Н.
можно разделить на физиологические и психологические.
Естественнонаучной основой большинства физиологических концепций являются
теория условных рефлексов (И.П. Павлов) и теория инструментальных условных
реакций (Б.Ф. Скиннер). В более поздних концепциях
предпринята попытка объединить отдельные типы Н. в единые схемы и объяснить
более сложные типы Н.: теории "опосредования" (Ч. Осгуд),
уравновешивания со средой (Ж. Пиаже) и др. Основным содержанием Н., согласно
психологическим концепциям, является образование когнитивных, сенсомоторных и
кинестетических структур, существенную роль в котором играют мотивация и
эффекты достижения.
А.А.Вербицкий