ПАРАЛЛЕЛОГРАММ
РАЗВИТИЯ –
единая закономерность происхождения и развития высших форм поведения человека, суть которой в переходе непосредственных способов поведения
сначала к внешне опосредствованным с помощью символов-знаков, а затем к
внутренне опосредствованным, возникающим в процессе культурного развития
формам. Идея опосредствования высших психических функций, являясь центральной в
культурно-исторической теории Л.С. Выготского, была детально проанализирована
А.Н. Леонтьевым на примере психологии запоминания. В его исследовании график
развития двух линий запоминания – непосредственного и опосредствованного (с
помощью картинок) в онтогенезе предстал в виде параллелограмма, что и дало
название закону. А.Н. Леонтьев показал, что память современного человека
является продуктом культурно-исторического развития и идет через развитие
запоминания с помощью внешних стимулов-знаков к запоминанию внутренне
опосредствованному, т.е. осуществляется превращение процессов интерпсихических
(распределенных между людьми) в интрапсихические (ставшие достоянием индивида).
Спустя более полувека сходные результаты по поводу П. р. были
получены американским психологом М. Коулом при изучении генезиса мышления в
африканской и американской культурах.
В.В.Абраменкова