Методы изучения П. и.: 1)
наблюдение в естественных условиях (например, за поведением детей, совместно
обследующих новую игрушку, программистом, осваивающим новую компьютерную
программу и т.д.); 2) эксперимент; 3) стандартизованные тесты П. и. с
использованием специально разработанных стимульных объектов; 4)
специализированные анкеты и опросники.
Мотивационной основой П. и.
является так называемая любознательность (англ. – curiosity), т.е.
направленность на исследование физического и социального окружения,
символических структур и т.д. Мотивация П. и. может в ряде случаев оказываться
более сильной, чем мотивация, связанная с другими потребностями, включая витальные. Факторы, вызывающие П. и.: 1) новизна объекта; 2)
сложность (для развертывания П. и. необходим оптимальный уровень сложности: как
слишком простые, так и слишком сложные объекты способствуют угасанию
познавательной активности); 3) неопределенность информации; 4) информационный
конфликт, связанный с несоответствием или противоречием частей информации.
Виды П. и.: А) по виду
используемых анализаторов – зрительное, слуховое, тактильное и т.д.; Б) по
характеру двигательной активности – 1) локомоторное (обследование путем
перемещения или изменения положения собственного тела относительно обследуемого
объекта без непосредственных воздействий на него); 2) манипулятивное
(обследование путем манипуляций с объектом и его частями). Манипулятивное П. и.
имеет особое значение, поскольку оно позволяет получать информацию о скрытых
существенных свойствах и связях объекта. Оно рассматривается как важнейшее условие
развития деятельности экспериментирования (термин
"экспериментирование" использовал Ж. Пиаже, а вслед за ним и другие
авторы) и как условие развития мышления, в том числе, так называемого
экспериментального мышления, направленного на выявление причинных связей (англ.
– causal-experimental thought). Экспериментальное
мышление, по классификации А. Деметроу (A. Demetriou),
является одной из пяти основных специализированных структур познавательной
деятельности человека. В экспериментировании (реальном и мысленном)
наиболее ярко проявляется саморазвитие детей, эта деятельность составляет ядро
любого вида детского творчества, а взятая во всей своей полноте и
универсальности, является всеобщим способом функционирования психики (Н.Н.
Поддьяков). Другой специфически человеческий вид П. и. – вербальное
исследование (задавание вопросов), характеризующееся стратегиями различного
уровня и играющее особую роль в психическом развитии ребенка (Н. Бабич). На
теоретическом уровне большинством авторов постулируется положительная связь
между уровнями П. и., интеллекта и творчества (креативности), однако данные
эмпирических исследований противоречивы. Это объясняется, во-первых, слишком
глобальными теоретическими определениями данных конструктов и их недостаточно адекватной операционализацией в конкретных исследованиях.
Во-вторых, и П. и., и интеллект, и креативность обладают сложными
многокомпонентными структурами с неоднозначными внутренними связями и
нелинейной динамикой развития. Например, вербальное П. и.
отрицательно коррелирует с манипулятивным – К. Инагаки (K. Inagaki); П.
и. детей 6 лет больше коррелирует с их П. и. в 2 года, чем в четыре – Х. Келлер
(H. Keller). Это существенно затрудняет выделение
системообразующих связей и между самими конструктами.
П. и. изучается во всех
возрастных группах и на разном предметном материале, однако больше всего там,
где оно наиболее ярко выражено – в формирующихся видах деятельности и новых
предметных областях. Практически без ограничений проводятся исследования на
детях, поскольку у них любая деятельность в любой предметной области находится
в стадии формирования. П. и. взрослых изучается преимущественно в видах
деятельности, связанных с овладением и управлением компьютеризованными
системами. Эти виды деятельности играют чрезвычайно важную роль в современном
обществе, находятся на стадии активного становления, и их удобно анализировать
с помощью строгих моделей.
Исследователи
П. и. (помимо упомянутых) – А.В. Запорожец, С.Л. Новоселова, Д. Берлайн (D. Berlyne), К. Хатт (C.
Hutt), Б.Р. Ванденберг (B.R. Vandenberg), Х.Г. Восс (H.G. Voss), К. Шнейдер (K.
Schneider) и др. Современные тенденции изучения П. и.
выражаются в анализе его развития на протяжении всего жизненного цикла, в
различных областях деятельности, изучении влияния личностных черт,
индивидуальных различий и социальных факторов.
А.Н.Поддьяков