ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
СИНДРОМ
(греч. syndromē – стечение) – устойчивый индивидуальный вариант
психического развития ребенка (как правило, неблагоприятный), представленный
совокупностью взаимосвязанных психологических проявлений (симптомов). Развитие
П. с. определяется межличностной ситуацией развития ребенка, т.е. системой его
отношений с ближайшим социальным окружением. Структуру П. с. образуют три
основных блока: (1) психологический профиль ребенка; (2) особенности поведения
и деятельности ребенка; (3) реакция социального окружения на поведение и
деятельность ребенка (А.Л. Венгер). Психологический профиль
представлен характеристиками мотивационно-потребностной сферы, эмоциональных и
когнитивных процессов, существенными для развития данного П. с. Эти
характеристики модифицируют поведение и деятельность ребенка, порождая те их
особенности, которые и служат внешними проявлениями П. с. Реакция социального
окружения (родителей, учителей, сверстников и др.) представляет собой
совокупность воспитательных воздействий, определяющих развитие психологического
профиля ребенка. Устойчивый П. с. образуется в тех
случаях, когда в этой системе замыкается положительная обратная связь
(“порочный круг”), т.е. когда реакция социального окружения поддерживает и
углубляет те характеристики психологического профиля ребенка, которые и
послужили первоисточником этой реакции (вызвав породившие ее формы поведения и
деятельности). Исходным пунктом для возникновения П. с. может стать
любой из трех описанных блоков. В длительно существующем
П. с. не представляется возможным выделить “начальное” или “конечное” звено, в
силу кольцевой взаимосвязи между ними. Коррекция неблагоприятного П. с. достигается благодаря разрушению
лежащей в его основе положительной обратной связи (“порочного круга”). По характеру прогноза могут быть выделены П. с. с относительно
благоприятным прогнозом, невротизирующие (т.е. приводящие к появлению неврозов)
и психопатизирующие (нарушающее нормальное развитие личности).
А.Л.Венгер