ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ (греч. syndromē – стечение) – устойчивый индивидуальный вариант психического развития ребенка (как правило, неблагоприятный), представленный совокупностью взаимосвязанных психологических проявлений (симптомов). Развитие П. с. определяется межличностной ситуацией развития ребенка, т.е. системой его отношений с ближайшим социальным окружением. Структуру П. с. образуют три основных блока: (1) психологический профиль ребенка; (2) особенности поведения и деятельности ребенка; (3) реакция социального окружения на поведение и деятельность ребенка (А.Л. Венгер). Психологический профиль представлен характеристиками мотивационно-потребностной сферы, эмоциональных и когнитивных процессов, существенными для развития данного П. с. Эти характеристики модифицируют поведение и деятельность ребенка, порождая те их особенности, которые и служат внешними проявлениями П. с. Реакция социального окружения (родителей, учителей, сверстников и др.) представляет собой совокупность воспитательных воздействий, определяющих развитие психологического профиля ребенка. Устойчивый П. с. образуется в тех случаях, когда в этой системе замыкается положительная обратная связь (“порочный круг”), т.е. когда реакция социального окружения поддерживает и углубляет те характеристики психологического профиля ребенка, которые и послужили первоисточником этой реакции (вызвав породившие ее формы поведения и деятельности). Исходным пунктом для возникновения П. с. может стать любой из трех описанных блоков. В длительно существующем П. с. не представляется возможным выделить “начальное” или “конечное” звено, в силу кольцевой взаимосвязи между ними. Коррекция неблагоприятного П. с. достигается благодаря разрушению лежащей в его основе положительной обратной связи (“порочного круга”). По характеру прогноза могут быть выделены П. с. с относительно благоприятным прогнозом, невротизирующие (т.е. приводящие к появлению неврозов) и психопатизирующие (нарушающее нормальное развитие личности).

А.Л.Венгер