СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД (лат. sēnsus –
чувство, ощущение) – период онтогенетического развития, в течение которого
организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается,
как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения
и знаний. С. п. определяют границы оптимальных сроков развития психических
функций и форм деятельности и, тем самым, определяют оптимальные сроки
эффективного обучения. Развивающее обучение должно учитывать последовательность
С. п. Наиболее хорошо известны такие С. п., как период сензитивности ребенка к
усвоению речи (от одного до трех-пяти лет), период сензитивности к формированию
социальной привязанности (первый год жизни). Особым видом С. п. являются
критичные сензитивные периоды – кратковременные периоды оптимальной готовности
организма к усвоению специфических реакций в ответ на "ключевые
раздражители", примером которых может служить импринтинг (К. Лоренц). В
случаях депривации и дефицита раздражителей, адекватных С. п., наблюдаются
задержка и отставание в развитии соответствующей функции. В отечественной
психологии проблема С. п. рассматривается в контексте концепции периодизации
психического развития ребенка Д.Б. Эльконина, в основу которой положен принцип
периодичности развития мотивационно-потребностной и
интеллектуально-познавательной сторон личности в онтогенезе. Периодическая смена
ведущих линий развития обуславливает особую чувствительность и избирательность
личности к различного рода
содержаниям деятельности на разных возрастных стадиях развития: к содержанию,
определяющему опережающее, преимущественное развитие структур личности, либо к
содержанию, выступающему источником развития интеллектуальных способностей.
Применительно к понятию "зона ближайшего развития" (Л.С. Выготский),
С. п. определяют готовность ребенка к усвоению определенного содержания
обучения и наиболее эффективные формы сотрудничества и взаимодействия в системе
"ребенок-взрослый" на данной возрастной стадии.
О.А.Карабанова