СИНКРЕТИЗМ (в психологии) (греч.
synkrētismos – соединение, объединение) – нерасчлененность психических
функций на ранних этапах развития ребенка. С. проявляется в тенденции детского
мышления связывать между собой разнородные явления без достаточных на это
оснований. Ряд исследователей (Э. Клапаред и др.) отмечал синкретичность
детского восприятия, выражающуюся в нерасчлененности
чувственного образа объекта, в отсутствии выделения и соотнесения его
внутренних связей и компонентов. Швейцарский психолог Ж.Пиаже относил С. к
основным характеристикам детского мышления, объясняя неспособность ребенка к логическому рассуждению тенденцией заменять синтез
соединением рядоположенного. Принимая связь впечатлений за связь вещей, ребенок
неосознанно и ненаправленно (часто в форме игры или манипулирования словами)
переносит значение слова на ряд лишь внешне связанных явлений или объектов. С.,
согласно Л.С. Выготскому, имеет большое значение для развития детского
мышления. Отбирая в процессе последующей практики синкретические связи,
соответствующие действительности, ребенок воссоздает для себя истинное значение
слова.
Л.А.Карпенко