В каждом возрастном периоде
может быть выявлено свое основное, характерное для этого периода содержание С.
д. ребенка со взрослым (А.Л. Венгер). Оно выработано культурно-исторически и воплощает в себе социальную ситуацию
развития, специфичную для данного периода. Содержание С. д. и свои функции в
ней могут не осознаваться не только ребенком, но и взрослыми участниками С. д.
В период новорожденности это удовлетворение органических потребностей ребенка.
Вклад в эту деятельность самого новорожденного сводится к простейшим рефлексам
(в частности, сосательному). В младенческом возрасте
содержанием С. д. ребенка со взрослым является
непосредственно-эмоциональное, а позднее и ситуативно-деловое (опосредованное
предметами) общение. В раннем возрасте это предметная деятельность. Функция
взрослого в ней состоит в задании образцов предметных действий, которые
воспроизводятся ребенком. В дошкольном возрасте содержанием С. д. становится
моделирование “взрослого” мира, осуществляемое в игре, рисовании,
конструировании и т.п. Взрослый, как и в раннем возрасте, задает образцы, но
теперь уже не отдельных действий, а целостного поведения. Как правило, он
выполняет эту функцию неосознанно. В младшем школьном возрасте содержанием С.
д. является целенаправленное систематическое обучение. В этой деятельности
взрослый выполняет функцию учителя, а ребенок – ученика. В подростковом
возрасте содержание С. д. представлено различными формами социального
взаимодействия отдельного индивида или подростковой группы со
взрослыми, причем это взаимодействие может носить не только позитивный, но и
конфликтный характер. Начиная с юношеского возраста, субъект может выполнять в
С. д. все функции взрослого.
Важнейшую роль в психическом
развитии ребенка играет также его С. д. со сверстниками. Так, Ж. Пиаже и его
последователи подчеркивали роль С. д. в интеллектуальном развитии, формировании
децентрации. Особенно большое значение они придавали С. д. (и, в частности,
такой ее форме как дискуссия) в подростковом возрасте. В цикле исследований,
проведенных под руководством Д.Б. Эльконина, было показано влияние совместной
игровой деятельности дошкольников на их умственное и личностное развитие.
Дополнительное повышение развивающего эффекта С. д. было достигнуто благодаря
специальным формам ее организации, когда каждого из детей побуждали менять свою
позицию, занимать позицию своего партнера. Исследования В.В. Рубцова, Г.А.
Цукерман и др. продемонстрировали значение совместной учебной деятельности
школьников для формирования у них теоретического мышления и рефлексии.
А.Л.Венгер