СХЕМА (по Пиаже) (греч. schēma – образ, вид, форма)
– познавательная структура, относящаяся к классу сходных действий, имеющих
определенную последовательность и образующих прочное взаимосвязанное целое, в
котором составляющие его акты поведения тесно взаимодействуют друг с другом.
Понятие С. более узко, чем понятие структуры; оно не связано в концепции Пиаже
с конкретными стадиями развития интеллекта, т.е. не принадлежит к какой-то
одной стадии, а пронизывает все стадии, от сенсомоторного интеллекта младенца
до формально-операциональных С. мышления подростка. Понятие С. охватывает тот
общий характер познавательных структур на любой стадии развития, который связан
с учетом функций ассимиляции и аккомодации в познании. Функции ассимиляции и
аккомодации предполагают у познающего субъекта некоторое
квазипостоянство организации. Именно эта организация (С.,
структура, далее – группировка, группа) и ассимилирует (“вбирает в себя”) новые
объекты познания и действия, аккомодируясь (приспосабливаясь) к их специфике.
С. создаются и преобразуются в результате функционирования интеллекта. Их можно
образно рассматривать как "структурный осадок", возникающий в ходе
повторных актов ассимиляции. Наиболее часто Пиаже использует понятие схемы при
описании функционирования интеллекта на сенсомоторной стадии развития: С.
сосания у младенца, С. схватывания предмета и пр.
А.Г.Лидерс