В отечественной психологии
У. д. исследуются применительно к проблематике общей, возрастной и педагогической
психологии (механизмы конкретных психических явлений, возрастные возможности
ребенка, соотношение обучения и умственного развития и т.п.). Понятие У. д. и
закономерности их формирования стали центральным моментом разработанной
П.Я.Гальпериным поэтапного формирования У. д. концепции. В данной концепции
раскрываются закономерности последовательных этапов, которые претерпевает
человеческое действие, становясь умственным и приобретая те или иные первичные
или вторичные свойства действия. При этом затрагиваются
фундаментальные процессы, характеризующие как возрастное развитие психики, так
и функциональный генезис психической деятельности человека: материализация,
автоматизация, симультанизация и др. У. д., как и другим видам человеческих
действий, свойственны две существенные особенности, сочетание которых
радикально отличает У. д. как от действий животных, так и от действиеподобных
акций совершенных "интеллектуальных" машин. Первая особенность
– это бинарная структура, включающая в себя ориентировочную (регулирующую,
направляющую, контролирующую) и исполнительную части. Именно характеристики
ориентировочной части и определяют те или иные возможности человека
(квалифицируемые психологами как индивидуальные или возрастные) в решении
конкретных задач. Вторая особенность состоит в опосредствованности как У. д.,
так и всякого иного человеческого действия различными психологическими орудиями
– схемами, формулами, знаками, концентрирующими в себе адекватный задаче
общественный опыт. Не рассмотрев особенностей ориентировки человека в
конкретных обстоятельствах или упустив из виду специфику используемых им
психологических орудий, мы лишаемся доступа к причинам, механизмам
регистрируемых характеристик психической деятельности.
Расшифровка процесса
формирования У. д. создает научно-психологическую платформу совершенствования
обучения и целенаправленного влияния на ход умственного развития ребенка. В
последние годы результаты исследований по планомерному формированию У. д.
находят все более широкое применение в дошкольном, школьном, вузовском,
профессиональном обучении.
А.И.Подольский