БИНЕ – СИМОНА
УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ШКАЛА (лат. scala – лестница) – тест интеллекта, являющийся
родоначальником современных тестов диагностики уровня интеллектуального
развития. Первая редакция Б. – С. у. р. ш. была разработана А. Бине и Т.
Симоном в 1905 г.
в целях выявления умственно неполноценных детей, не способных обучаться в
обычных школах. Б. – С. у. р. ш. в первоначальном виде содержала 30
тестов-заданий, расположенных по мере возрастания трудности таким образом, что
вероятность успешного выполнения увеличивалась с хронологическим возрастом.
Уровень трудности определялся эмпирически, на основе данных выборки из 50
нормальных детей в возрасте 3 – 11 лет и незначительного количества слабоумных.
Обследуемые с различными видами слабоумия не могли решить задания за пределами
определенного уровня сложности. На этой основе и проводилась дифференциация.
Авторами при отборе заданий в соответствии с их теоретическими положениями был
сделан акцент на “сложные интеллектуальные процессы”. Созданный тест
рассматривался в качестве вспомогательного инструмента изучения интеллекта,
общий показатель интеллекта не рассчитывался.
В 1908 г. Б. – С. у. р. ш.
была существенно пересмотрена. Количество тестов-заданий увеличилось, были
устранены неудачные. Значительно расширена стандартизационная выборка. В этом
варианте теста авторами ставилась более широкая задача – помимо дифференциации
детей на нормальных и слабоумных выделить разные уровни интеллектуального
развития нормальных детей. Тесты-задания группировались по возрастным уровням,
вводилось понятие умственного уровня, которое в различных переводах и
переработках теста было заменено термином “умственный возраст”.
Несомненной заслугой А. Бине
и Т. Симона являются выдвинутые ими важнейшие принципы измерения интеллекта,
которые положены в основу современных тестов. Л.С. Выготский (1927), резко
критикуя практическую и теоретическую ценность шкалы Бине и подобных тестов,
отмечал, что “как идея, как методологический принцип, как задача, как
перспектива это огромно”. Б. – С. у. р. ш. привлекла внимание психологов всего
мира. Она переводилась на многие языки и очень широко использовалась в начале XX в. Ее
дальнейшее развитие было осуществлено в работах Л. Термена.
Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов