ВОЗРАСТНЫХ СРЕЗОВ МЕТОД – один из методов
исследования, наиболее широко применяемых в психологии развития и состоящий в
сравнении результатов выполнения тех или иных экспериментальных заданий детьми
разного возраста. В. с. м. наиболее часто применяется при изучении показателей
психического развития, поддающихся количественному измерению (напр.,
интеллектуального уровня, измеряемого с помощью IQ-тестов). В. с. м. позволяет
выявлять скорость и направление происходящих изменений, сопоставлять темпы
развития разных психических процессов и т.п. Существенным ограничением В. с. м.
является усредненный характер выявляемых закономерностей, который “стирает”
индивидуальные различия. Кроме того, будучи весьма чувствительным к
количественным изменениям, он мало информативен при
изучении качественных сдвигов в психическом развитии. Это определяется, в
частности, тем, что при сравнении разных возрастных групп необходимо
использовать одни и те же экспериментальные задания, которые часто оказываются
недостаточно адекватными при переходе ребенка на новую ступень развития.
А.Л.Венгер