ДНЕВНИК
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – метод исследования детского развития. Д. р. р. представляет собой
повседневные записи общего психического развития ребенка или развития отдельных
функций и свойств детской личности. В психологической науке наиболее известны
дневники развития детей от 0 до 7 лет. Эти профессиональные записи дают
возможность выявить особенности развития речи, познавательных процессов, а
также личностных особенностей конкретного ребенка. Прослеживание пути
психического развития ребенка позволяет выявлять, подтверждать и уточнять не
только общие закономерности развития, но и представлять многообразие
индивидуального пути личности. Кроме того, Д. р. является документом,
отражающим историческое время, преломленное детским сознанием, что дает
уникальную возможность выявлять и сопоставлять картины мира детей, живущих в
разные эпохи. Д. р. дает неисчерпаемый в своем многообразии материал
индивидуального пути человека в детстве. В пределах одного возраста
просматривается такое обилие индивидуальных вариаций развития, что каждый новый
дневник проясняет новые оттенки на, казалось бы, давно известные и изученные
факты. Д. р. представляет собой хронологические записи, выдержанные в системе и
неоценимые по своему познавательному значению. Если они при этом облачены в
достойную этого материала форму, то их можно рассматривать как редкий документ
индивидуального становления человека в самый ответственный период жизни – в
детстве. Для психологической науки важно, чтобы Д. р. вели пристрастные любящие
родители, бабушки и дедушки, которые одновременно сочетают в себе
профессионального исследователя. Но и в подобных случаях автор должен найти ту
единственную меру, которая обеспечит гармоническое слияние исследователя,
способного контролировать свои наблюдения в контексте поставленных научных
целей, и человека, причастного к уникальному развитию и разнообразным
проявлениям ребенка. Особенная ответственность ложится на исследователя,
берущего на себя задачу наблюдения за этапами развития детской личности.
Исследователь ратует за выявление тонкой рефлексии и мотивации ребенка,
определяющих его поведение, за прослеживание движения, позитивных достижений и
негативных образований развивающейся личности, находя при этом общевозрастные
тенденции и уникально личностные особенности. Одновременно близкий ребенку
человек выступает в ипостаси (ответственного за благополучие будущего отрока,
молодого человека, взрослого) цензора. Именно взятие на себя ответственности за
научную достоверность дневниковых записей и за защиту прав ребенка и человека в
лице того малыша, который становится объектом наблюдения. Человечное отношение
к растущему, открытому для наблюдения всех душевных движений малышу -
непременное условие, исполнение которого дает право ученому приступить к столь
многотрудному научному подвигу - ведению дневника развития детской личности.
Есть и другая сторона в ведении Д. р. Ребенок рано или поздно узнает, что он
является объектом специального внимания и его поступки: высказывания, чувства
описываются в дневнике. Здесь важно не спровоцировать малыша на демонстративное
поведение, чтобы ребенок сохранил свою детскую естественность. В этом случае
все зависит от самого исследователя - профессиональный психолог и любящий
ребенка человек найдет нужную интонацию в обсуждении с малышом вопроса о
значении для него самого дневниковых записей.
В.С.Мухина