ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (в психологии развития) –
метод исследования, объединяющий в себе положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и
метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на исследуемого). Е. э. проводится в условиях, близких к естественным для испытуемого (в школе, детском саду и т.п.).
Дети не знают, что они являются объектом исследования, что позволяет избежать
отрицательного влияния эмоционального напряжения и намеренности ответных
реакций. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет
изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях,
например, в процессе учебной или игровой деятельности.
Недостатком этого метода
являются сложность вычленения и регистрации отдельных элементов в целостной
деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов
количественного анализа. Обычно результаты обрабатываются путем качественного
анализа полученных данных. Одним из вариантов Е. э. является
психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение ведется
непосредственно в процессе обучения с целью активного формирования психических особенностей,
подлежащих изучению.
Е.И.Морозова