ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ (в психологии развития) (лат. prōjectus – выступающий, выдающийся вперед) – методы исследования личностных и эмоциональных особенностей ребенка, основанные на принципе проекции, сформулированном З. Фрейдом. П. м. широко используются в практических и научных целях при изучении психологических особенностей людей разного возраста, но особенно большое значение приобретают при работе с детьми. Большинство других методов изучения личностных особенностей (анкеты, опросники, клиническая беседа и др.) основано на самоотчете испытуемого. Эти методы не могут применяться при исследовании детей, еще не способных к рефлексии собственных переживаний и состояний. П. м. не требуют такой рефлексии. При работе с детьми как в диагностических, так и в психотерапевтических целях часто используются проективные игры со специальными наборами игрушек (куклы, кукольная мебель, посуда и др.). Разработаны детские аналоги “взрослых” проективных тестов. Так, существует детский вариант теста Розенцвейга для изучения реакции на фрустрацию. Создан Детский апперцептивный тест CAT (Child Apperception Test; L. Bellak) – аналог Теста тематической апперцепции TAT; в нем испытуемому предлагается составить рассказы по стандартному набору картинок, изображающих животных в различных ситуациях, потенциально значимых для ребенка (кормление, наказание и т.п.). При исследовании детей широко применяются проективные рисуночные тесты: “Дом – дерево – человек” (J.N. Buck), “Рисунок семьи” (W. Wolff; W. Hulse), “Динамический рисунок семьи” (R. Burns, S. Kaufman), “Несуществующее животное” (М.З. Дукаревич) и др.

А.Л.Венгер