ПРОЕКТИВНЫЕ
МЕТОДЫ (в
психологии развития) (лат. prōjectus – выступающий, выдающийся вперед) –
методы исследования личностных и эмоциональных особенностей ребенка, основанные
на принципе проекции, сформулированном З. Фрейдом. П. м. широко используются в
практических и научных целях при изучении психологических особенностей людей
разного возраста, но особенно большое значение приобретают при работе с детьми.
Большинство других методов изучения личностных особенностей (анкеты, опросники,
клиническая беседа и др.) основано на самоотчете испытуемого. Эти методы не
могут применяться при исследовании детей, еще не способных к рефлексии собственных
переживаний и состояний. П. м. не требуют такой рефлексии. При работе с детьми как в диагностических, так и в психотерапевтических
целях часто используются проективные игры со специальными наборами игрушек
(куклы, кукольная мебель, посуда и др.). Разработаны детские аналоги “взрослых”
проективных тестов. Так, существует детский вариант теста Розенцвейга для
изучения реакции на фрустрацию. Создан Детский апперцептивный
тест CAT (Child Apperception
Test; L. Bellak) – аналог Теста тематической апперцепции TAT; в нем испытуемому
предлагается составить рассказы по стандартному набору картинок, изображающих
животных в различных ситуациях, потенциально значимых для ребенка (кормление,
наказание и т.п.). При исследовании детей широко применяются проективные рисуночные
тесты: “Дом – дерево – человек” (J.N. Buck), “Рисунок семьи” (W. Wolff; W. Hulse),
“Динамический рисунок семьи” (R. Burns, S. Kaufman), “Несуществующее животное”
(М.З. Дукаревич) и др.
А.Л.Венгер