С. – Б. у. р. ш. включает
задания, направленные на исследование широкого диапазона способностей – от
простого манипулирования до абстрактного рассуждения. На ранних возрастных
уровнях тесты требуют главным образом зрительно-моторной координации,
перцептивного различия, способности понимать инструкцию (в заданиях типа
складывания кубиков, нанизывания бус, подбора геометрических фигур), а также
способности узнавать предметы, предъявляемые в виде игрушечных моделей или
изображений на карточках. На высших возрастных уровнях в наибольшей степени
представлены тесты, использующие вербальное содержание заданий. Среди них
словарный тест (объяснение значения слов), аналогии, завершение предложений,
определение абстрактных понятий, интерпретация пословиц. Некоторые тесты
направлены на характеристику степени плавности и беглости речи (быстрое
называние не связанных между собой слов, подбор рифм, построение предложений с
заданными словами). Среди заданий батареи широко представлены тесты общей
осведомленности, знания норм общественной жизни, правил поведения (ответы на
вопросы, интерпретация ситуаций, обнаружение несоответствий в сюжетных
картинках или рассказах). В шкалу включен ряд тестов памяти, пространственной
ориентации (визуальная репродукция фигур, лабиринты, складывание и разрезание
бумажных объектов и т. д.). На более высоких возрастных уровнях анализируется
степень усвоения некоторых навыков, приобретенных в школе (умение читать,
знание арифметики).
При обследовании с помощью
ряда тестов методика допускает возможность получения широкой качественной
информации о методах работы испытуемого, способах решения им задач. Большие
возможности предоставляются и наблюдению за личностными качествами: уровнем
активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и
т. д. Сложная процедура проведения обследования и интерпретации полученных
результатов, необходимость строгого соблюдения стандартов требуют высокой
квалификации и предварительной тренировки экспериментатора.
По применению С. – Б. у. р.
ш. накоплен огромный опыт, включающий фактические данные и их интерпретацию. По
широте использования эта методика занимает в зарубежной психоднагностике одно
из ведущих мест среди тестов интеллекта. Длительность использования и широта
распространения сделали систему отсчета оценок С. – Б. у. р. ш. стандартом для
других психометрических тестов. Распределение результатов IQ-показателей
шкал Стэнфорд – Бине положено в основу классификации степеней умственной
отсталости, широко распространенной в зарубежной психоднагностике.
Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов