ТЕСТЫ
КРИТЕРИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (в психологии развития) (англ. test – испытание,
проба; греч. kritērion – мерило) – методики психодиагностики, выявляющие,
насколько испытуемый владеет знаниями, навыками, умственными действиями,
которые необходимы и достаточны для выполнения определенных классов учебных или
профессиональных заданий. Критерием служит наличие или отсутствие этих знаний.
По своей сущности Т. к.-о.
представляют собой инструмент обратной связи в организации процессов обучения.
Т. к.-о. конструируются на основе анализа
логико-психологической структуры критерия. Между методикой и критерием заранее
предусматривается психологическое соответствие, релевантность. Результаты
тестирования, проведенного с помощью этих методик, оцениваются не по
порядковому месту испытуемого в выборке и не по отношению к статистической
норме, а по отношению этих результатов ко всей сумме тестовых задач. Каждая из
задач построена из ключевых понятий и терминов критерия, с которыми испытуемому
предлагается выполнить логические операции. Этим индивидуальные оценки по Т. к.-о. отличаются от таких же оценок, получаемых при
традиционном тестировании интеллекта и способностей.
К.М.Гуревич