ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (лат. fōrmāre – придавать форму, вид) – особый метод психологического исследования, состоящий в том, что исследователь определенным образом строит обучение (воспитание) испытуемого с целью получить заданное изменение его психики. В отличие от метода констатации (срезов), направленного на изучение фактов, и лонгитюдного исследования, направленного на описание процессов в естественных условиях, Ф. э. направлен, прежде всего, на выявление причин и условий протекания процессов. В настоящее время среди исследований, проведенных по формирующей стратегии, выделяется отдельное направление, ориентированное не столько на лабораторный эксперимент, но, преимущественно на широкий, массовый Ф. э. Это направление дало новое название методу – “обучающий эксперимент”. В дефектологии это подход И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в психологии развития – работы школы В.В. Давыдова.

К.Н.Поливанова