ФОРМИРУЮЩИЙ
ЭКСПЕРИМЕНТ
(лат. fōrmāre – придавать форму, вид) – особый метод психологического
исследования, состоящий в том, что исследователь определенным образом строит
обучение (воспитание) испытуемого с целью получить заданное изменение его
психики. В отличие от метода констатации (срезов), направленного на изучение
фактов, и лонгитюдного исследования, направленного на описание процессов в
естественных условиях, Ф. э. направлен, прежде всего,
на выявление причин и условий протекания процессов. В
настоящее время среди исследований, проведенных по формирующей стратегии,
выделяется отдельное направление, ориентированное не столько на лабораторный
эксперимент, но, преимущественно на широкий, массовый Ф. э. Это направление
дало новое название методу – “обучающий эксперимент”. В дефектологии это
подход И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в психологии развития – работы
школы В.В. Давыдова.
К.Н.Поливанова