АКТИВНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ РАЗВИТИЕ (лат. actīvus – деятельный) –
становление и совершенствование познавательной деятельности, направленной на
поиск информации, которая заключена в предмете, ситуации, мысли, эмоции,
художественном произведении и пр. Индикаторами А. п. могут служить
такие характеристики деятельности как интенсивность, длительность,
операционально-технический уровень, внутреннее
целеполагание, настойчивость в решении задач, самостоятельно поставленных
индивидом. А. п. проявляется также в уровне внимания, степени
заинтересованности, эмоциональной окраске деятельности. Важнейшим фактором,
обусловливающим А. п. р. в онтогенезе, является общение ребенка с окружающими
людьми. В первом полугодии жизни главным объектом А. п. становятся ухаживающие
за ребенком взрослые. В ходе предметно-манипулятивной деятельности,
развивающейся в сотрудничестве с ними, формируется А. п., направленная
на изучение предметного мира (ранний возраст). В дошкольном возрасте А. п.
распространяется на все более сложные явления окружающего мира, включая
социальные отношения людей, которые ребенок познает в игре, продуктивной
деятельности, в ходе внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного
общения со взрослыми и сверстниками. В школьные годы
А. п. развивается в процессе учебной деятельности и самостоятельных занятий. По
мере развития А. п. становится все более произвольной, надситуативной,
устойчивой в отношении принятой цели.
Л.Н.Галигузова