АФФЕКТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЕ
СВЯЗИ (лат.
affectus – душевное волнение, страсть) – первый появляющийся
в онтогенезе вид взаимоотношений ребенка со взрослыми,
складывающийся как один из психологических продуктов ситуативно-личностного
общения. Зарождается в первом полугодии жизни, проявляясь впервые как
стремление младенца разделить со взрослыми свои
впечатления по поводу восприятия радующих воздействий (интересной игрушки,
веселой мелодии и т.п.). Сначала это поиски сопереживания взглядом, включение
взрослого и объекта восприятия в единое поле зрения; несколько позже отмечаются
более активные проявления: показ взрослому радующего предмета, ожидание
ответных положительных эмоций. А-л. с. в первом полугодии жизни выступают как основное
психологическое новообразование возраста, так как ложатся в фундамент
развивающейся личности младенца и опосредуют его отношения с окружающим миром.
При дефиците ситуативно-личностного общения А-л. с. не
устанавливаются, у младенца не формируется активная
позиция в отношении к окружающим людям, предметному миру, к себе самому –
искажается личностное развитие ребенка. Во втором полугодии
наличие А.-л. с. проявляется не только в положительной, но и в отрицательной
эмоциогенной ситуации (в незнакомом помещении, при встрече с посторонними
взрослыми, при виде пугающего предмета и т.п.), выражаясь в поисках защиты,
стремлении испытать любовь и поддержку близкого взрослого, прижимаясь к нему,
обнимая, заглядывая в глаза. Это помогает ребенку преодолеть свой страх
и стимулирует развитие познавательной и игровой активности в испугавшей ранее
ситуации. Взрослые, с которыми у младенца А.-л. с. не сложились (как это часто
бывает в домах ребенка), не могут служить побудителем смены
защитно-оборонительного поведения на ориентировочно-исследовательское. Наличие
А-л. с. является одним из
показателей успешного психического развития ребенка.
С.Ю.Мещерякова