ВЗАИМНО-ОДНОЗНАЧНОГО
СООТНЕСЕНИЯ ПРОЦЕДУРА – установление поэлементного соответствия двух дискретных множеств. В концепции развития операторного интеллекта Ж. Пиаже процедура
В.-о. с. двух множеств характерна для последних подстадий дооперационального
периода развития интеллекта. Дети 5-7 лет начинают использовать
процедуру В.-о. с. для
обоснования равенства количества элементов множеств. Выделяются три характерных
периода в становлении обратимости этой процедуры, т.е. в превращении ее в
обратимую операцию: 1) глобальное сравнение двух дискретных множеств без
поэлементного соответствия и без прочной эквивалентности (дети 4-5 лет); 2) наглядное поэлементное соотнесение без прочной эквивалентности
(дети 5-6 лет), о чем свидетельствуют исправления ответов детей с правильного
на неправильный в ситуации преобразования конфигурации одного из сравниваемых
множеств; 3) операциональное соотнесение с прочной эквивалентностью (дети 6-7
лет). Операциональное В.-о. с.
освобождается от ошибок оптического или наглядного соответствия и признается
детьми при любых преобразованиях наглядной конфигурации множеств. Это
свидетельствует о переходе ребенка на конкретно-операциональную стадию развития
интеллекта.
А.Г.Лидерс