В.-л. о. формируется на
основе личностных мотивов, побуждающих ребенка к коммуникации. Взрослый
привлекает ребенка не только как источник знаний о социальных явлениях, но и
как уникальная личность, со всеми своими свойствами и отношениями. В.-л. о.
позволяет ребенку обсудить свои отношения с другими детьми, достоинства и
недостатки своих товарищей, нормы поведения в группе и пр. Взрослый в таком
обсуждении выступает как компетентный судья, с которым ребенок стремится
согласовать свое отношение к окружающему, добиться общности взглядов и оценок.
Потребность в общении на этом этапе включает в качестве основного компонента
потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. При этом она
сохраняет в своем содержании и все прежние компоненты: потребность во внимании
и доброжелательности взрослого, в сотрудничестве с ним и в его уважении. Старший
дошкольник нуждается в одобрении и положительной оценке взрослого. Но для него
особенно важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так
и других людей). Он стремится к тому, чтобы его отношение к тем или иным
событиям совпало с отношением взрослого. Такая общность взглядов и оценок
является показателем их правильности. Среди разнообразных средств В.-л. о.
основное место занимают речевые. В.-л. о. имеет важное значение для развития личности ребенка. Во-первых, в
нем он усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им.
Во-вторых, учится видеть себя со стороны и оценивать собственные действия, что
является необходимым условием овладения своим поведением. В-третьих, ребенок
начинает дифференцировать различные социальные роли взрослых (воспитателя,
врача, учителя) и в соответствии с этим по-разному строить свои отношения с
ними. В.-л. о. является существенным моментом подготовки ребенка к школьному
обучению, важную частью которой составляет отношение ко
взрослому как к учителю и умение занять позицию ученика.
Е.О.Смирнова