В дошкольном возрасте
центральным направлением В. р. становится формирование его произвольных форм.
Наиболее высокий уровень произвольности реализуется в игровых ситуациях.
Особенно большое значение для развития произвольного В. имеют игры с правилами.
В школьном возрасте В., как и другие познавательные процессы, наиболее
интенсивно развивается в ходе учебной деятельности. Согласно гипотезе П.Я.
Гальперина, В. представляет собой интериоризованную форму контроля и
формируется посредством “вращивания” (перехода во внутренний план) контрольных
действий. В совместном исследовании с С.Л. Кабыльницкой он экспериментально
обосновал эту гипотезу. Было показано, что обучение детей способам контроля
(проверки своей работы) и обеспечение их последующей интериоризации приводит к
резкому сокращению количества “ошибок внимания” в школьных работах учеников.
В. р. связано с развитием
мотивов деятельности, интересов, волевой регуляции действий. С возрастом эта
связь становится все более тесной. Начиная с подросткового возраста, становится
крайне затруднительно выделить В. р. как отдельную линию развития, поскольку
для этого и последующих возрастов характерна высокая избирательность В. Это
часто приводит к парадоксальному сочетанию у одного и того же человека высокого
уровня В. в одних видах деятельности с крайне низким его уровнем в других.
А.Л.Венгер