ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ РАЗВИТИЕ – формирование таких качеств личности, как решительность, настойчи­вость, независимость, смелость, упорство, целеустремленность, позволяющих человеку действо­вать в соответствии с собственными целя­ми, идеалами и ценностями, независимо от случайных обстоятельств н давления со стороны других людей. В. к. р. в онтогенезе связано со становлением мотивационных систем ре­бенка, устойчивости и осознанности его желаний и стремлений. Основой В. к. р. является формирование устойчивой иерархии мотивов, при которой одни моти­вы становятся более значимыми и домини­руют над другими. Воспитание В. к. заклю­чается в формировании социально значи­мой нравственной, моральной или позна­вательной мотивации, которая приобрета­ет для ребенка побуждающий и смыслообразующий характер. В. к. р. опирает­ся на функцию воображения, благодаря которой будущие, предвосхищаемые ре­зультаты “нужного” действия становятся более значимыми и сильными для ребенка, чем сиюминутные удовольствия. Волевые усилия как раз и заключаются в преодоле­нии ситуативных побуждений ради более значимой, но отдаленной цели. В. к. ребенка воспитываются только при известной степени самостоятельности, когда он сам может ставить себе цели и выбирает способы их достижения. В условиях сверхзаботы и гиперопеки В. к. ребенка остаются в зачаточном состоянии.

Е.О.Смирнова