ВОПРОСЫ
ДЕТСКИЕ –
важный показатель интеллектульного и коммуникативного развития ребенка.
Выделяют два типа (и соответственно два периода) В. д. Первый период возникает
с появлением обозначающей (номинативной) функцией речи и связан с речевым
обозначением окружающих предметов (вопросы типа "Это что?"). В этот
период (около 2 лет) происходит слияние линий развития мышления и речи; слово
становится для ребенка одним из свойств обозначаемой вещи. Второй период В.д.
охватывает середину дошкольного возраста (4-5 лет). Он связан с преодолением
зависимости речи от наглядной ситуации и с появлением способности устанавливать причинно-следственные связи (вопросы типа
"Почему?"). Появление В. д. этого типа свидетельствует о расширении
познавательных интересов ребенка, которые начинают включать предметы и явления,
не представленные в наглядной ситуации. Кроме
познавательной, В. д. имеют коммуникативную функцию: они всегда адресованы
взрослому и предполагают его ответ. Наличия ответа, независимо от его
содержания, как правило, достаточно для удовлетворения познавательных интересов
ребенка. В. д. являются главным показателем внеситуативно-познавательного
общения дошкольников со взрослым, при котором
доминируют познавательные мотивы общения, а взрослый становится источником
новой информации.
Е.О.Смирнова