ВОСПРИЯТИЕ
СКАЗКИ –
сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и
нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной
формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки,
как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деятельности
ребенка-дошкольника, определяя развитие, как интеллектуальных и познавательных
процессов (речи, мышления, воображения), так и эмоционально-личностное,
нравственное и эстетическое развитие ребенка. В классической психологии В. с.
выступает как уход ребенка от враждебности окружающего мира, социального
давления, ограничений и запретов в мир фантазии, свободы и вымысла (К. Бюлер,
В. Штерн), способов символического удовлетворения подавленных сексуальных
тенденций (психоанализ), воображаемой реализации нереализуемых тенденций. В
современной психологии В. с. рассматривается также как один из способов
мифологического освоения мира, построения ценностно-смыслового поля, поиска
путей разрешения конфликтов (Б. Беттельхайм). Сказка, как
художественно-литературная форма имеет особую композицию и структуру (В.Я.
Пропп), организующие процесс восприятия ребенком сюжета и
нравственно-смыслового содержания сказки. Такие особенности сказки, как вымысел
и фантастичность, создают семантическое поле сказки, обеспечивая дифференциацию
ребенком знаков и значений, их отрыв от предметов, формируя внутренний план
сознания ребенка. В.с. в
дошкольном возрасте носит синкретический характер и осуществляется с опорой на
игру, иллюстрацию, действие. Психологическим механизмом при этом выступает
активное содействие (сначала в форме реального, а затем мысленного действия) и
сопереживание герою сказки (А.В. Запорожец). Одной из линий
развития В. с. является переход от непосредственного "наивного"
соучастия ребенка в событиях сказки к эстетическому восприятию, в основе
которого лежит последовательная децентрация ребенка, переход к более
адекватному и полному восприятию фабулы и содержания сказки. Сказка, как
и любое произведение искусства, обеспечивает переживание (катарсис) событий и
поступков, выходящих за пределы непосредственного опыта ребенка, создавая
условия для присвоения ценностно-смыслового и нравственного культурного опыта
(А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов).
О.А.Карабанова