ГУМАННЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
(в детском возрасте) (лат. hūmānus – человеческий,
человечный, человеколюбивый) – 1) форма межличностных отношений, основанных на
принципах гуманности; 2) совокупность гармоничных отношений субъекта с миром,
другими людьми и с самим собой. Закономерности и феноменология развития Г. о. к
другому человеку как к ценности явились предметом изучения в концепции деятельностного
опосредствования, где показано, что Г. о. не могут быть сведены к явлениям
альтруизма, эмпатии и так наз. "Помогающего поведения". В онтогенезе
Г. о. формируются в процессе совместной деятельности детей со
взрослым и сверстником и зависят от ее содержания и ценностных характеристик.
Опосредствованные совместной деятельностью Г. о. в детских группах имеют
уровневую организацию, которая включает функционально-ролевые,
эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения между сверстниками.
Становление Г.о. в онтогенезе подчинено общепсихологической закономерности
развития высших форм поведения, обозначенной как параллелограмм генезиса
опосредствования (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Г. о. в
детской группе развиваются от непосредственных реакций на чужое неблагополучие
в дошкольном возрасте, через внешнее опосредствование содержанием совместной
деятельности у младших школьников и затем к отношениям внутренне
опосредствованным гуманными смысловыми установками в подростковом возрасте. Рассмотрение Г.о. в широком
контексте обретения гармонии отношений субъекта с миром продиктовано
необходимостью формирования экологического сознания и ответственного отношения
к окружающей среде в современных условиях.
В.В.Абраменкова