ДЕЦЕНТРАЦИЯ (в психологии развития)
(лат. de – от + centrum – центр) – преодоление центрации (эгоцентризма), т.е.
видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку
зрения других лиц на те же явления и предметы. Особое
значение Д. придавал Ж. Пиаже в своей теории развития интеллекта. В процессе развития интеллекта от рождения до подросткового
возраста Д. осуществляется на трех разных уровнях: 1) на уровне сенсомоторного
интеллекта (к 1,6 - 2 г)
происходит переход от полного отсутствия различения между субъективным и
объективным к пониманию, что мир состоит из объектов, существующих независимо
друг от друга во времени и пространстве, и сам ребенок является таким же
объектом; 2) в дошкольном возрасте, когда ребенок постигает объективные
отношения, существующие между вещами, и становится способным к координации и
кооперативным действиям; 3) в подростковом возрасте, когда ребенок из
абстрактного реформатора превращается в деятеля.
Под руководством Д.Б.
Эльконина был проведен цикл исследований Д. в русле
экспериментально-генетической стратегии. Эти исследования: а) обнаружили
феномен последовательных центраций при принятии разных игровых ролей ребенком;
б) показали, что переключение с одной игровой роли на другую
"расшатывает" абсолютность позиции ребенка и создает условия для
координации различных позиций; в) выявили условия формирования
условно-динамической позиции, которая позволяет преодолеть симптомы центрации.
При этом снимаются все известные симптомы Пиаже. Таким образом, формирование у
детей дошкольного возраста условно-динамической позиции – аналога ролевого
поведения – приводит к более раннему формированию интеллектуальных операций.
К.Н.Поливанова