ЖИТЕЙСКИХ
ПОНЯТИЙ РАЗВИТИЕ – одно из направлений развития
мышления ребенка: появление и совершенствование обобщений, стихийно
складывающихся у ребенка в обыденной жизни. Термин Ж. п. введен Л.С. Выготским
(синонимы: стихийные, спонтанные, эмпирические понятия). В противоположность
научным понятиям, Ж. п. отличаются неосознанностью и несистематичностью. Они проявляют
свою силу в сфере ситуационно-осмысленного, конкретного применения, в сфере
житейского опыта и эмпиризма и обнаруживают свою слабость там, где требуется
осознанность и произвольность понятий. Ж. п. не проникают во внутреннюю,
существенную связь вещей, но являются результатом обобщения и классификации
чувственных наблюдений. Ж. п., с одной стороны, создают тот уровень осознания,
на котором возможно формирование научных понятий, с другой стороны, сами
подвергаются трансформации в процессе усвоения системы научных понятий.
К.Н.Поливанова