ИГРА
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ (ролевая, творческая) – согласно
взглядам ведущих отечественных психологов (А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и
др.), ведущая деятельность дошкольного возраста. И. с-р.
в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на
себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых
условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Она
выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых
общих смыслах человеческой деятельности. Игровая роль
позволяет соединить аффективно-мотивационную и операционально-техническую
стороны деятельности. Содержанием И. с-р.
являются отношения между людьми, осуществляемые через взаимное манипулирование
с предметами. В сюжете такой игры воспроизводится какая-либо форма деятельности
взрослых. Сюжеты очень разнообразны и изменяются в зависимости от конкретных
условий жизни ребенка и расширения его кругозора. Особенностью игровой
ситуации является игровое использование предметов, при котором значение одного
предмета переносится на другой и его используют в соответствии с новым
значением.
И. с-р.
разворачивается обычно в группе детей, которая поддерживает выполнение
ребенком взятой на себя роли. Играющие дети испытывают глубокие эмоциональные
переживания, связанные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения
роли каждым ребенком и теми реальными отношениями, которые сложились между
вступающими в игру детьми. Вопрос о новообразованиях, которые возникают на
этапе И. с-р. как ведущей деятельности, окончательно
не решен. Среди них называют произвольность, воображение, планирующую функцию
мышления, децентрацию и др. Вместе с тем, всеми психологами подчеркивается
огромное значение И. с-р. для психического развития
ребенка.
К.Н.Поливанова