ИГРА СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ (ролевая, творческая)согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.), ведущая деятельность дошкольного возраста. И. с-р. в развернутом виде представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной фор­ме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Она выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельнос­ти. Игровая роль позволяет соединить аффективно-мотивационную и операцио­нально-техническую стороны деятельнос­ти. Содержанием И. с-р. являются отношения между людьми, осуществляемые через взаимное манипули­рование с предметами. В сюжете такой игры воспроизводится какая-либо форма деятельности взрослых. Сюжеты очень разнообразны и изменяются в зависимос­ти от конкретных условий жизни ребенка и расширения его кругозора. Особеннос­тью игровой ситуации является игровое использование предметов, при котором значение одного предмета переносится на другой и его используют в соответствии с новым значением.

И. с-р. разворачивается обычно в группе детей, которая поддержи­вает выполнение ребенком взятой на себя роли. Играющие дети испытывают глубо­кие эмоциональные переживания, связан­ные с содержанием выполняемых ролей, качеством выполнения роли каждым ре­бенком и теми реальными отношениями, которые сложились между вступающими в игру детьми. Вопрос о новообразовани­ях, которые возникают на этапе И. с-р. как ведущей деятельности, окончательно не решен. Среди них назы­вают произвольность, воображение, пла­нирующую функцию мышления, децентрацию и др. Вместе с тем, всеми психологами подчерки­вается огромное значение И. с-р. для психического развития ребенка.

К.Н.Поливанова