КЛАССИФИКАЦИИ ОПЕРАЦИИ (лат. classis – разряд; operātio – действие, дело) – психологическая операциональная структура, появляющаяся, по Пиаже, в интеллектуальном развитии ребенка на стадии конкретных операций и отражающая включение одного класса в другой. Напр., класс "воробьи" включен в класс "птицы", класс "птицы" включен в класс "животные", класс "животные" включен в класс "живые существа" и т.д. Критерием появления обратимых операций К. в мышлении ребенка является факт правильного ответа в знаменитой задаче на сравнение большего подкласса и класса. Для дооперациональной стадии развития интеллекта характерны ответы, известные как "феномен несохранения класса при его сравнении с подклассом". Напр., сравнивая количество роз и количество цветов в букете, состоящем из пяти роз и трех гвоздик, ребенок на дооперациональной стадии развития заявляет, что "роз больше", обосновывая свой ответ тем, что "роз в букете пять, а этих (гвоздик? цветов?) только три". Для операциональной стадии развития интеллекта характерны уже правильные ответы, типа: цветов больше, так как розы и гвоздики – все это цветы. Психологическим операциям К. Пиаже ставит в соответствие логическую структуру, названную им группировкой "простая К." (А включено в В, В включено в С и т.д.). Эта операциональная структура основана на системе из пяти операций: 1) композиция: А+А'=В; В+В'=С и т.д. (где А х А' = 0; В х В' = 0 и т.д.); 2) инверсия: -А-А'=-В и т.д., откуда А=В-А' и А'=В-А; 3) идентичность: А-А= 0; 4) тавтология: А+А=А, откуда А+В=В; 5) ассоциативность: А+(А+В) = (А+А)+В, но А+(А-А) ≠ (А+А)-А.

В логико-алгебраическом смысле структура группировки К. является полуструктурой, так как пересечение классов одного порядка всегда дает пустой класс 0: А х А' = 0, В х В' = 0 и т.п. Полная операциональная структура – группа – появится в интеллекте ребенка на следующей, формально-операциональной стадии развития. Кроме группировки простой К. Пиаже выделяет группировку мультипликативной К. Простая К. имеет дело со сложением классов, мультипликативная – с умножением классов, т.е. одновременно более чем с одной системой классов. Простейшим примером мультипликативной К. будет, напр., система, в которой необходимо различать людей по признакам "мужчина – не мужчина" и "блондин(ка) – не блондин(ка)" одновременно. Очевидно, что в результате получится 2 х 2 = 4 класса: мужчины-блондины, мужчины-не блондины, не мужчины-блондины и не мужчины-не блондины.

А.Г.Лидерс