КЛАССИФИКАЦИИ
ОПЕРАЦИИ
(лат. classis – разряд; operātio – действие,
дело) – психологическая операциональная структура, появляющаяся, по
Пиаже, в интеллектуальном развитии ребенка на стадии конкретных операций и
отражающая включение одного класса в другой. Напр., класс
"воробьи" включен в класс "птицы", класс "птицы"
включен в класс "животные", класс "животные" включен в
класс "живые существа" и т.д. Критерием появления обратимых
операций К. в мышлении ребенка является факт правильного ответа в знаменитой
задаче на сравнение большего подкласса и класса. Для дооперациональной стадии
развития интеллекта характерны ответы, известные как "феномен несохранения
класса при его сравнении с подклассом". Напр., сравнивая количество роз и
количество цветов в букете, состоящем из пяти роз и трех гвоздик, ребенок на
дооперациональной стадии развития заявляет, что "роз больше",
обосновывая свой ответ тем, что "роз в букете пять, а этих (гвоздик?
цветов?) только три". Для операциональной стадии развития интеллекта
характерны уже правильные ответы, типа: цветов больше, так как розы и гвоздики
– все это цветы. Психологическим операциям К. Пиаже ставит в соответствие
логическую структуру, названную им группировкой "простая К." (А
включено в В, В включено в С и т.д.). Эта
операциональная структура основана на системе из пяти операций: 1) композиция: А+А'=В;
В+В'=С и т.д. (где А х А' = 0; В х В' = 0 и т.д.); 2) инверсия: -А-А'=-В и
т.д., откуда А=В-А' и А'=В-А; 3) идентичность: А-А= 0;
4) тавтология: А+А=А, откуда А+В=В; 5)
ассоциативность: А+(А+В) = (А+А)+В, но А+(А-А) ≠
(А+А)-А.
В логико-алгебраическом
смысле структура группировки К. является полуструктурой, так как пересечение
классов одного порядка всегда дает пустой класс 0: А х А'
= 0, В х В' = 0 и т.п. Полная операциональная структура – группа – появится в
интеллекте ребенка на следующей, формально-операциональной стадии развития.
Кроме группировки простой К. Пиаже выделяет группировку мультипликативной К. Простая К. имеет дело со сложением классов,
мультипликативная – с умножением классов, т.е. одновременно более чем с одной
системой классов. Простейшим примером мультипликативной К. будет, напр.,
система, в которой необходимо различать людей по признакам "мужчина – не
мужчина" и "блондин(ка) – не
блондин(ка)" одновременно. Очевидно, что в результате получится 2 х 2 = 4
класса: мужчины-блондины, мужчины-не блондины, не мужчины-блондины и не
мужчины-не блондины.
А.Г.Лидерс