КОММУНИКАТИВНОЙ ПОТРЕБНОСТИ РАЗВИТИЕ (лат. communicātio – сообщение, передача) – последовательная смена форм и обогащение содержания потребности в общении. К. п. – это потребность в другом человеке: в его выраженном эмоциональном отноше­нии и через него – в самопознании и самооценке. К. п. не врожденна. Она возникает в пер­вые два месяца жизни на основе первич­ных органических нужд детей и их потреб­ности в новых впечатлениях. Решающим фактором служит поведение взрослого че­ловека, его отношение к ребенку как к лич­ности, субъекту. Первоначально потреб­ность в эмоциональном общении со взрос­лым проявляет себя в комплексе оживле­ния младенца. Потреб­ность в общении с другими детьми у ребен­ка возникает в раннем детстве и отчетли­во оформляется к 3-му году жизни.

Перво­начальное становление К. п. можно проследить, приме­няя к анализу поведения детей 4 критерия: а) наличие внимания к партне­ру; 6) эмоциональное отношение к его воз­действиям; в) инициативные действия в адрес другого человека: г) чувствитель­ность к отношению партнера. Эти критерии равно применимы к общению ребенка со взрослым и с ровесником. Они свиде­тельствуют о том, что другой человек стал для ребенка предметом взаимодействия, субъектом этого взаимодействия. Офор­мившаяся К. п. качественно преобразуется, трансформируется с изме­нением характера взаимодействия ребен­ка с другими людьми и широкого контек­ста его жизнедеятельности. На каждом возрастном этапе возникает новое содер­жание потребности в общении: что имен­но ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью стремится понять в самом себе.

В общении со взрослым у детей выде­ляются 4 вида К. п. (в порядке возникно­вения): потребность в доброжелательном внимании (2 – 6 мес.); потребность в со­трудничестве (6 мес. – 3 года); потребность в уважительном отношении взрослого (3 – 5 лет); потребность во взаимопонимании и сопереживании (5 – 7 лет). В общении со сверстниками выделяют­ся следующие виды содержания К. п.: по­требность в соучастии в забавах партнера, а также его внимании и доброжелательно­сти (2 – 4 года); потребность в сотрудниче­стве и признании ровесником (4 – 6 лет); потребность в сопереживании и взаимопонимании. Аналогичная по содержанию К. п. в контактах ребенка со взрослым и сверстником имеет ряд специфических особенностей. При переходе ребенка к но­вому этапу К. п. р. ее прежние со­держания не отпадают. Они выступают теперь как составные элементы более сложного целого.

А.Г.Рузская