Первоначальное становление
К. п. можно проследить, применяя к анализу поведения детей 4 критерия: а)
наличие внимания к партнеру; 6) эмоциональное отношение к его воздействиям;
в) инициативные действия в адрес другого человека: г) чувствительность к
отношению партнера. Эти критерии равно применимы к общению ребенка со взрослым и с ровесником. Они свидетельствуют о том, что
другой человек стал для ребенка предметом взаимодействия, субъектом этого
взаимодействия. Оформившаяся К. п. качественно
преобразуется, трансформируется с изменением характера взаимодействия ребенка
с другими людьми и широкого контекста его жизнедеятельности. На каждом
возрастном этапе возникает новое содержание потребности в общении: что именно
ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью
стремится понять в самом себе.
В общении со
взрослым у детей выделяются 4 вида К. п. (в порядке возникновения):
потребность в доброжелательном внимании (2 – 6 мес.); потребность в сотрудничестве
(6 мес. – 3 года); потребность в уважительном отношении взрослого (3 – 5 лет);
потребность во взаимопонимании и сопереживании (5 – 7 лет). В общении со
сверстниками выделяются следующие виды содержания К. п.: потребность в
соучастии в забавах партнера, а также его внимании и доброжелательности (2 – 4
года); потребность в сотрудничестве и признании ровесником (4 – 6 лет);
потребность в сопереживании и взаимопонимании. Аналогичная по содержанию К. п.
в контактах ребенка со взрослым и сверстником имеет
ряд специфических особенностей. При переходе ребенка к новому этапу К. п. р.
ее прежние содержания не отпадают. Они выступают теперь как составные элементы
более сложного целого.
А.Г.Рузская