К. по условиям
предусматривает создание ребенком постройки не на основе образца, а на основе
условий, требований, выдвинутых игрой или взрослым (построить пароход так,
чтобы на нем разместились пассажиры, построить мост через реку для проезда
транспорта и пр.). Этот вид К. предполагает усвоение детьми зависимости
конструкции предмета от его назначения, умения считаться с предъявляемыми
условиями, выполнить их. В процессе К. по условиям ребенок научается решать
задачи различными способами на основе одних и тех же условий, что создает
важные предпосылки для развития творчества. К концу дошкольного возраста дети
могут успешно выполнять постройки, отвечающие достаточно разнообразным и сложным
условиям.
Дошкольники
широко используют и К. по замыслу (особенно в игровой деятельности). Они охотно
применяют постройки по замыслу для развертывания сюжетно-ролевой игры
(построенный корабль отправляется в плавание, в домике дети размещают не только
кукол, но и поселяются сами и т.д.). Для создания сооружений детьми
используется не только специальный строительный материал, но и любой другой
(палки, коробки, подушки и т. п.). Этот тип К. не только развивает специальные
способности ребенка, но и способствует активному формированию важных навыков
общения. Дети научаются согласовывать свои планы и действия, проявлять
инициативу, отстаивать свои предложения, уступать, помогать друг другу,
радоваться общему успеху. В конце дошкольного периода в К. по замыслу у детей
проявляется способность к самостоятельному планированию своей деятельности,
тенденция к творчеству.
К 6 - 7 годам
при условии грамотного руководства со стороны взрослого К. д. всех типов
достигает относительно высокого уровня. В школе К. является средством развития
конструктивно-технических, творческих способностей учащихся. В процессе К.
учащиеся углубляют свои теоретические знания, учатся их применять. В настоящее
время в младших классах проводятся специальные уроки К., на которых дети создают
разнообразные модели, машины, сооружения, используя
специально разработанные и выпускаемые промышленностью конструкторы для 1,
2, 3 классов. На уроках К. дети знакомятся с новым видом К. – техническим.
Учителю чрезвычайно важно научить школьника продумыванию двух сторон
конструкции: конструктивной (действие конструкций, назначение деталей, способ
их соединения и т.д.) и технологической. Процесс К. протекает не одинаково у
разных школьников: в зависимости от возраста, подготовленности, личного
интереса ребенка, от сложности поставленных технических задач. Но все младшие
школьники (как и дошкольники) стремятся так конструировать, чтобы было “как
настоящее” (автомобиль должен быть на колесах, а самолет – летать или быть
похожим на настоящий своими формами). В подростковом
возрасте у некоторых детей (преимущественно у мальчиков) обнаруживаются
способности к еще одному виду К. – моделированию (авиамоделированию,
судомоделированию и т. п.).
Л.М.Царегородцева