КОНТАКТЫ МЕЖДУ ДЕТЬМИ – любые формы
взаимодействия или соприкосновения детей. Различают К. физические,
познавательные, эмоциональные, предметно-практические и игровые, которые в свою
очередь могут быть коммуникативными и некоммуникативными, или объективными.
Внешним признаком коммуникативных К. считается взгляд
в глаза с характерной мимикой ожидания ответного взгляда, а некоммуникативных –
отсутствие взгляда. Уже в конце первого года жизни появляются специфические для
отношений со сверстниками действия: повышенная аффективность, эмоциональность и
особая непринужденность, свобода действий. На третьем году жизни происходит
становление потребности в общении со сверстником и
место контактов занимает общение. Содержательность К. между детьми, их
количество, интенсивность зависят от возраста детей, уровня психического
развития и присутствия взрослого. К. м. д. оказывают влияние на их психическое
состояние, улучшая или ухудшая их настроение и самочувствие. Радостное чувство,
возникшее при взаимодействии с другим ребенком, может затем перейти в
настроение, которое будет как бы окрашивать в радостные тона все, с чем
встретится ребенок. Конфликт, возникший в К. м. д., может вызвать
раздражительность, подавленность, агрессию, которые будут переноситься на
другие объекты и деятельности и отрицательно сказываться на отношении к людям.
Л.М.Царегородцева