МЫШЛЕНИЕ
СИНКРЕТИЧЕСКОЕ
(греч. synkrētismos – соединение, объединение) – детское и примитивное
мышление, в котором разнородные представления недифференцированно связываются
друг с другом. До 7-8 лет синкретизм пронизывает почти все суждения ребенка.
Это выражается в стремлении находить связи между самыми разнородными явлениями,
создавать невероятные гипотезы о причинах событий и т.д. Например, ребенок 6
лет может заявить: "Солнце не падает, потому что жарко".
Представление о том, что Солнце не падает, и о том, что оно согревает, так слиты между собой, что могут обосновывать друг друга.
Согласно Ж.Пиаже, причиной М. с. является
нерасчлененность различных типов связи явлений: причинно-следственных,
атрибутивных, отношений части и целого и т.д. Со становлением группировок
умственных операций происходит овладение этими связями, и синкретизм исчезает
из области непосредственных суждений о внешнем мире. Однако до формирования
формальных операций в 11-12 лет М. с. сохраняется в области вербальной мысли, оторванной от непосредственного
наблюдения. Две основные формы вербального синкретизма – это синкретизм
рассуждения, проявляющийся во взаимном искажении высказываний, рассматриваемых
вместе, и синкретизм понимания, заключающийся в том, что понимание текста или
фразы начинается не с анализа деталей, а с создания схемы целого, которая дает
смысл отдельным словам.
Д.В.Ушаков