ОБЩЕНИЯ РАЗВИТИЕ – смена качественно своеобразных целостных образований –
форм общения, представляющих собой определенные генетические уровни
коммуникативной деятельности. Обогащение содержания деятельности детей и их
взаимоотношений с окружающими приводит к смене устаревших форм О. новыми, а
последние дают простор для дальнейшего психического прогресса ребенка. До поры
до времени сложившаяся на определенном этапе детского развития форма О.
соответствует его содержанию, которое зависит от общего развития ребенка и его
взаимоотношений с окружающими людьми. В течение определенного времени эта форма
О. обеспечивает возможности обогащения его содержания, а, следовательно, и
общего психического развития ребенка. Но наступает момент, когда содержание О.
перерастает свои прежние формы и приходит в противоречие с ними. Тогда старая
форма О. оттесняется на второй план, а ее место занимает новая, более
совершенная форма. Важнейшее значение в развитии у детей О. имеет взрослый,
опережающая инициатива которого постоянно "подтягивает" деятельность
ребенка на новый, более высокий уровень развития по механизму зоны ближайшего
развития. Организуемая взрослым практика взаимодействия с детьми способствует
обогащению и преобразованию их социальных потребностей. Без постоянной поддержки
взрослого развитие О. детей с окружающими замедляется или даже прекращается.
Активное вмешательство взрослого способно в относительно короткий срок вызвать
благоприятные сдвиги в О. детей, выправить в нем дефекты и отклонения.
А.Г.Рузская