ОПЕРАЦИЙ ФОРМИРОВАНИЕ (лат. operātio – действие, дело) – 1) В теории деятельности, развитой А.Н. Леонтьевым – овладение способом осуществления практического или внутреннего (умственного) действия, связанным с объективными условиями выполнения этого действия. По своему происхождению человеческие О. (как внешнедвигательные, так и внутренние, умственные) являются трансформированными действиями. Такая О. первоначально формируется как сознательное, подчиненное ясно выраженной цели действие. После освоения действия и включения его в состав более сложных действий, исходное действие сокращается и автоматизируется, превращаясь в способ выполнения этих более широких действий, т.е. в собственно О.

2) В концепции Ж. Пиаже, с психологической точки зрения, О. – это действия, которые перенесены внутрь, обратимы и скоординированы в системе, подчиняющейся законам, которые относятся к ней как к целому. В построении О. Пиаже выделяет четыре основные этапа (стадии): 1. Сенсомоторный период (0-2 года). 2. Период дооперациональной мысли (от 2 до 7 лет). 3. Конкретные операции (от 7 до 11-12 лет). 4. Пропозициональные, или формальные операции (от 11-12 до 14-15 лет). Пиаже утверждает, что "логика взрослых", т.е. полностью равновесное операциональное мышление, окончательно формируется к 14-16 годам. С другой стороны, в качестве объяснительных схем для психологических фактов Пиаже использует особые, частично разработанные им самим, собственно логические операциональные структуры. На уровне конкретных операций Пиаже указывает на восемь структур алгебры логики – операциональных группировок (термин Пиаже), которые исчерпывают каталог конкретных О., а на уровне формальных О. – на 16 бинарных О. двузначной пропозициональной логики (соответственно, 256 тернарных операций, и т.д.), объединенных в равновесную структуру группы INRC, а также на операциональные схемы комбинаторных О. и О., связанных с установлением пропорций и механического равновесия, с вероятностями и т.д.

А.Г.Лидерс