ОРУДИЙНЫЕ
ДЕЙСТВИЯ ДЕТСКИЕ – важнейший вид действий в составе предметной
деятельности. Специфика этих действий состоит в том, что в процессе их
выполнения один предмет (орудие) используется для воздействия на другой.
Действия ребенка до полутора лет похожи на орудийные действия животных, но
позднее вырисовывается их кардинальное отличие. Во-первых, в процесс выполнения
орудийного действия начинает активно включаться речь. Опосредствуя орудийные
действия ребенка, она начинает осуществлять функцию планирования,
предвосхищения результатов действия, делает решение практической задачи
независимым от наличной ситуации. Во-вторых, ребенок овладевает социально
выработанными способами употребления орудий. Если раньше они использовались им
как продолжение руки (аналогично их использованию животными), то постепенно,
напротив, движение руки начинает приспосабливаться к “логике орудия” (П.Я.
Гальперин). В нашей культуре первым орудием, используемым ребенком, обычно
становится ложка. Несколько позднее он начинает использовать карандаш, совочек,
игрушечные инструменты и др. орудия.
К.Н.Поливанова