В раннем
возрасте интенсивное развитие различных форм П. (двигательной, слуховой,
зрительной) позволяет ребенку запоминать множество слов и различных видов
предметных действий, опознавать разнообразные ситуации. Если в младенческом
возрасте запоминание объекта достигается, как правило, только в результате его
многократного восприятия, то теперь становится возможным запоминание после
однократного восприятия. В дошкольном возрасте продолжается совершенствование
различных форм П., служащее основой для овладения широким спектром знаний,
умений и навыков. Расширяется объем П., повышается прочность запоминания,
появляется способность к произвольному запоминанию (напр., дошкольник может
целенаправленно выучить стихотворение).
В школьном возрасте П. р. в
значительной степени определяется учебной деятельностью ребенка. Формируются
эффективные приемы произвольного запоминания учебного материала, основанные на его
логической организации, систематизации, установлении связей с известным ранее и т.п. Наиболее высокие показатели П.
наблюдаются, как правило, в юношеском возрасте (это явление получило название “юношеской гипермнезии”). П. р. в зрелом возрасте относится,
прежде всего, к так наз. профессиональной П., т.е. запоминанию содержания,
значимого с точки зрения профессиональной деятельности (напр., у актеров
наблюдается профессиональная П. на тексты ролей).
С возрастом (начиная с 20-25
лет) наблюдается ослабление механической П., а к пожилому возрасту – и других
форм П. (ассоциативной, логической). В старческом возрасте затрудняется
запоминание нового материала, начинают утрачиваться прежние воспоминания. Этот
процесс подчиняется “закону Рибо”: более поздние, относительно недавние
воспоминания утрачиваются в большей мере, чем ранние. Основное исключение из
закона Рибо составляет относительно высокая сохранность профессиональной
П.
А.Л.Венгер