ПИАЖЕ ФЕНОМЕНЫ (греч. phainomenon – являющееся) – ряд феноменов интеллектуального развития ребенка,
открытых Ж. Пиаже. В возрасте от 0 до 2 лет П. ф. наблюдаются в сфере
сенсомоторного интеллекта. Например, ребенок не способен совершить одно
действие, чтобы подготовить другое – отодвинуть ширму, чтобы взять находящийся
за ней предмет. С 2 до 7-8 лет П. ф. обнаруживаются в сфере конкретного
репрезентативного интеллекта. В области детского представления о мире
наблюдаются артифициализм (явления природы – горы, реки, Луна – считаются
созданными человеком), анимизм (явления природы одушевляются), предпричинность
(смешение естественной причинности и намеренности). В области рассуждения –
синкретизм. В представлении пространства выявлена неспособность к координации
различных точек зрения на предмет и отсутствие евклидовых отношений. Например,
при попытке предсказать форму тени, отбрасываемой предметом, ребенок не
учитывает ракурса предмета. В понимании времени ребенок не способен отделить
время движения от его скорости. В сфере логико-математических отношений
наблюдается отсутствие сохранения дискретных и непрерывных величин,
невозможность сериации и операции включения. В области моральных суждений
ребенок не различает действия и намерения. Например, намеренная поломка
велосипеда и поломка при попытке его починить заслуживают, с точки зрения
ребенка до 7 лет, одинаково низкой моральной оценки. С 7-8 лет П. ф.
переносятся в область формального рассуждения. Например, до 11 лет ребенку с
трудом даются сериации в вербальном плане.
Д.В.Ушаков