Предпосылкой
возникновения П. д. служит освоение физических свойств предметов,
совершающееся во втором полугодии жизни ребенка в процессе
предметно-манипулятивной деятельности. В ходе дальнейшего развития П. д.
расширяется круг доступных ребенку предметных действий, усложняются сами эти
действия. Важнейшими из них являются орудийные действия: использование ложки,
игрушечных или настоящих инструментов и т.п. Усложняются также формы
сотрудничества со взрослым. Наиболее ранней формой
является совместное действие, при котором взрослый непосредственно направляет
движение руки ребенка. Позднее у ребенка формируется способность воспроизводить
образцы, заданные с помощью указательного жеста, показа и, наконец, словесной
инструкции. Предметные действия все более обособляются от ситуации
непосредственного общения со взрослым, все большую
роль в их освоении начинает играть отсроченное подражание его действиям. К
концу раннего возраста на этой основе складываются ранние формы ролевой игры.
А.Л.Венгер