ПРЕДМЕТНО-МАНИПУЛЯТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (лат. maniрulātio
– ручной прием, действие) – деятельность ребенка,
содержанием которой являются предметные манипуляции. В отличие от предметной
деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь
речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь
о приспособлении к их физическим свойствам. П.-м. д. характерна
для детей младенческого возраста, хотя наблюдается и у более старших детей.
М.И. Лисина рассматривает П.-м. д. как ведущую деятельность второго полугодия
жизни, на основе которой в конце первого – начале второго года жизни
формируется предметная деятельность, выступающая в качестве ведущей в раннем
возрасте.
Уровень развития П.-м. д.
служит одним из важнейших критериев успешности психического развития ребенка во
втором полугодии жизни. Основными показателями уровня развития П.-м. д. являются:
1) количество видов действий; 2) численность действий; 3) живость (количество
действий, совершаемых ребенком в единицу времени); 4) уровень развития
предметных манипуляций; 5) эмоциональная окраска; 6) степень включенности П.-м.
д. в общение со взрослыми.
С.Ю.Мещерякова