ПСЕВДОПОНЯТИЕ (греч. pseudos
– ложь) – одна из форм детского и примитивного мышления, которая по своему
внешнему виду совпадает с понятием, но по генетической природе, условиям
возникновения и развития таковым не является. Такой тип обобщения возникает у ребенка
при переходе от комплексного мышления к понятийному.
Решающее значение в процессе образования П. имеют слова, употребляемые во
взаимодействии ребенка и взрослого. П. – это комплекс, объединяющий в сознании
ребенка предметы, обозначаемые одним и тем же словом. Благодаря тому, что
ребенок следует за речью взрослых, образующиеся у него
П. в основном совпадают по содержанию с понятиями взрослых. Различие в
значениях существует, но лишь эпизодически проявляется в процессе общения.
Например, опираясь на внешнее сходство, ребенок может упорно настаивать на том,
что угорь – это змея, а не рыба; однако по отношению к рыбам более привычной
формы он не будет допускать подобных ошибок. П. обеспечивают возможность
понимания речи ребенком значительно раньше, чем его собственное мышление
становится понятийным. Вместе с тем, П. являются одним из источников развития
понятийного мышления.
К.Н.Поливанова