РЕЧИ РАЗВИТИЕ – процесс формирования речи
в зависимости от возрастных характеристик человека. Становление речи проходит три
основных этапа. Первый этап – довербальный. Это первый год жизни ребенка. Хотя
ребенок еще не умеет говорить, в этот период складываются условия,
обеспечивающие овладение речью в последующем. Такими условиями является
формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих, –
предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая
дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает
чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный
этап развития речи завершается появлением понимания простейших высказываний
взрослого, т.е. возникновением у детей пассивной речи. Второй этап – переход
ребенка к активной речи. Он приходится обычно на второй год жизни ребенка.
Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается
фонематичекий слух. Большое значение для своевременного овладения речью и для
нормального темпа ее развития на первом и втором этапах имеют условия общения
ребенка со взрослым: наличие эмоционального контакта,
делового сотрудничества между ними и насыщенности общения речью. На третьем
этапе речь совершенствуется как средство общения. В ней все точнее отражаются
намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст
отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических
конструкций, четче становится произношение. Лексическое и грамматическое
богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми. Они
присваивают из слышимой ими речи только то, что необходимо и достаточно для
стоящих перед ними коммуникативных задач. На втором – третьем году жизни
происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более
определенными. К двум годам дети овладевают единственным и множественным числом
и некоторыми падежными окончаниями. К концу третьего года ребенок владеет
примерно 1000 слов, к 6-7 годам – 3-4 тысячами слов. К началу 3-го года у детей
начинает формироваться грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста
дети практически владеют почти всеми законами словообразования и
словоизменения. В начале этого периода речь ребенка ситуативна: отрывочна,
понятна лишь в конкретных условиях, привязана к наличной ситуации. Постепенно
речь становится все менее ситуативной. Появляется связная контекстная речь,
развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще
долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в
ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к
сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваивается письменная речь
– пассивная (чтение) и активная (письмо). Это открывает дополнительные
возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и
стилистической сторон не только письменной, но и устной речи.
А.Г.Рузская